Видеоролик, подготовленный нашими обучающимися в рамках проекта

 

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цветы вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими глазами,
Всё воспринять – и снова воплотить.
Максимилиан Волошин.

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 69 города Пензы

Адрес

ул.Терновского, 168 г., Пенза, 440058

ФИО руководителя команды

Дергунова Инна Викторовна, учитель русского языка и литературы;

Новикова Ирина Анатольевна, учитель истории и обществознания

Состав школьной команды -участников проекта (ФИ, класс)

Учащиеся 6 «А» и «Б» классов

Алексеев Егор

Алмакаева Лиана

Горынина Мария

Дмитриев Сергей

Катышев Дмитрий

Куликова Дарья

Михальцов Александр

Савинова Екатерина

Селькаева Эльмира

Шнайдер Валерия

Атагишиев Артем

Гречишникова Анастасия

Грошева Юлия

Гагарина Александра

Назаркина Валентина

Петрова Виктория

Разоренова Анастасия

Вальсков Дмитрий

Панков Александр

Кузина Виктория

 

 

Название проекта

Проект двухдневного экскурсионно-краеведческого маршрута «Радуга времен»

 

Телефон и E-mailруководителя команды

тел./факс (8412) 93-61-76,Е- mail: skool69@sura.ru, skool69@penza.com.ru

 

Ссылка на web-страницу «туристическая карта» на сайте о/у в Интернете.

http://school69.ucoz.ru/index/turisticheskaja_karta/0-154

 

Содержание проекта

1. Актуальность проекта.

2. Основания для разработки проекта.

3. Тема, цели и задачи проекта.

4. Планирование проектной деятельности.

4.1. Этапы реализации проекта
4.2. Программа проектной деятельности.
4.3. Разработка карты и туристического маршрута.
4.4. Текстовая, фото- и видеоинформация по маршруту.
4.5. Экскурсионные мероприятия.

5. Турпродукт

Актуальность проекта

Школьные годы жизни имеют решающее значение в становлении основ личности учащихся, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ими опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания школьниками окружающей его социальной действительности.
Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои вехи. Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).
Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии, бросить из машины на дорогу пустую пивную банку, не заводить детей ради сохранения материальных благ или ограничиться одним ребенком, неполная семья, спокойно относимся к повсеместному открытию сиротских приютов при живых родителях. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее – необходимо всегда.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России. Одним из эффективных средств воспитания и развития детей и подростка является экскурсионно-краеведческая деятельность.
Данное педагогическое средство обладает следующими возможностями:
- способствует активному и творческому использованию свободного времени;
- создает возможности для формирования круга общения на основе общих интересов и духовных ценностей;
- позволяет учащимся удовлетворять свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы и исследовательские потребности;
- предоставляет свободу выбора, что способствует гармоничному и творческому развитию личности;
- учащиеся имеют возможность использовать цифровые образовательные ресурсы для создания любительских фильмов, электронных фотоальбомов, ученических презентаций для представления их на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях.
Система экскурсионно-краеведческой деятельности обеспечивает комплексное освоение окружающей действительности (природы, культуры, истории, экономики), ориентацию на духовные ценности общества, повышение туристско-краеведческого мастерства и физической подготовки учащихся.

Основания для разработки проекта

Много неразгаданных тайн хранит в себе Сурский край и не каждому их открывает. Лишь только тот, кто вслушается в шелест листвы вековых лесов и рассветную тишину над Сурским морем, узнает душу этой земли, навсегда сохраняя в своем сердце то счастье, которое испытывает свободный, влюбленный в жизнь человек.
Мы живем в мире, где правят время и скорость, бетонные коробки и длинные полотна автотрасс. Наша повседневная жизнь окутана серой дымкой выхлопных газов и шума дневного города. Но стоит отъехать буквально сто километров от крупных городов в России и, словно, попадаешь совсем в другой мир. И в этом мире есть множество мест - небольших городов, деревень, сел и поселков, которые, может, не очень приметны на фоне их более знаменитых соседей, но они тоже сыграли свою определенную роль в жизни России и нашей жизни тоже.
Малая Родина... Что же это такое? Где ее границы? Откуда населенные пункты получили свое названия? Какова история сел и деревень, затопленных водами Сурского водохранилища? Какие народы проживали на этой территории, их трудовая деятельность? Чем привлекателен в настоящее время образ малой родины?
В результате поиска ответа на эти вопросы возникла идея создания проекта экскурсионно-краеведческого маршрута по памятным местам нашего края «Радуга времен».

Цель проекта – изучение истории родного края с древнейших времен до наших дней с целью формирования привлекательности образа малой родины и развития туристско-краеведческой деятельности.
Исходя из цели, мы определили задачи нашего проекта:
1. Определить объекты исследования;
2. Выявить особенности объектов, их роль в общей культуре края;
3. Составить максимально удобный маршрут и подготовить экскурсоводов;
4. Воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной культуре, народным традициям, обычаям, обрядам, традиционным промыслам у учащихся и жителей населенного пункта;
5. Уметь работать в команде, развивать и совершенствовать коммуникативные навыки, культуру речи и общение с различными аудиториями среди участников проекта.

Планирование проектной деятельности

Проект предлагается реализовать в 3 этапа:
1 ЭТАП: исследовательский (апрель – июнь 2013 г.); - организация групп по интересам, выбор тем учащимися; сбор и анализ информации (литература по теме, интернет - источники, СМИ), составление туристического маршрута;
2 ЭТАП: экскурсионный (июль – декабрь 2013 г.) – экскурсии по предполагаемому маршруту, встречи с людьми, проведение мероприятий;
3 ЭТАП: проектный (январь – март) - разработка турпродукта (презентация проекта, его оценка, создание виртуальной экскурсии, публикация на сайте школы, в интернете, оформление памятного буклета).

Направления проектной деятельности

Краткое описание
Срок Этап
1
Для осуществления проектной деятельности учащиеся разделились на группы по направлениям:
1 группа – экскурсионное бюро (сбор и анализ информации по намеченному маршруту, интервьюирование живых свидетелей изучаемых событий: фотографии, предметы быта, воспоминания жителей, интервью со старожилами, беседы);
2 группа – туроператоры (разрабатывают логистику туристического маршрута, время на движение и остановки, организацию экскурсий, транспортные услуги);
3 группа – экономисты - аналитики (просчитывают проезд, проживание, питание);
4 группа – техники-аниматоры (дизайн, информативность, насыщенность содержания).
Поиск и заготовка необходимого материала.
Проведение исследований. Промежуточный отчет участников о проделанной работе.
Изготовление маршрутных указателей.
Составление экскурсионных текстов и сценариев.
Апробация и корректировка индивидуальных заданий и исследовательских работ.
апрель

июнь
Исследовательский
2
«Страницы истории от малой родины (микрорайона Терновка) до населенных пунктов на берегу Сурского водохранилища»
(экскурсия по маршруту «Радуга времен» с проведением мероприятий)
июль

декабрь
Экскурсионный
3
Реклама разработанного маршрута
- виртуальная экскурсия «Радуга времен» для учащихся 5-11 классов МБОУ СОШ № 59,60, 69;
- классный час в форме устного журнала «Здесь жизни исток, народов судьба, окраина Пензы
– Терновка моя!» для учащихся 5-8 классов;
- занятие-игра для младших школьников «Быт, обычаи, традиции народов Пензенского края»;
- школьная научно-практическая конференция выступление на тему «Образ малой родины: прошлое и настоящее».
Представление турпродукта
январь

март
Проектный


Состав экскурсантов:
Целевой аудиторией данной экскурсии являются учащиеся 6-9 классов городских и сельских школ, а также отдыхающие санатория «Березовая роща», которые желают познакомиться с историей и основными достопримечательностями сел, расположенных вдоль Сурского водохранилища пошаговой доступности, не обращаясь к услугам профессионального экскурсовода.

Карта маршрута «Радуга времен»:

1. Достопримечательности маршрута
2. Туристическая карта маршрута



Экскурсионный маршрут
«Радуга времен» (группа 20 человек + 4 сопровождающих)
1 день

8.00 – Общий сбор у МБОУ СОШ № 69, расположенной в микрорайоне Терновки (южной окраины Пензы). От школы экскурсанты идут на улицу Пушкари – исток, начало образования села Терновка. (По пути следования экскурсовод рассказывает о фактах из истории основания села Терновки - продолжительность 15 мин.)
8.15 – улица Пушкари (на улице Пушкари экскурсовод демонстрирует особенности архитектуры домов; организует встречу со старожилами села о происхождении названия - продолжительность 15 мин.)
8. 30 – храм во имя Николая Чудотворца в центре микрорайона Терновки. (историческая справка из истории церкви)
(По предварительному заказу – посещение церкви - Продолжительность – 30 мин.)
9.00- продолжение маршрута – идем пешком улицами Терновки до ост. Гидрострой - продолжительность 30 мин.)
9. 30 - отъезд на общественном транспорте Пенза – Алферьевка (продолжительность - 30 мин.)
10.00 – прибытие в село Алферьевка (рассказ экскурсовода об истории и сегодняшней жизни Алферьевки, о монументе Славы возле школы – продолжительность 45 мин)
10.45 – посещение мордовского могильника 2 – 4 вв н.э. селиксенско-трофимовского типа на пришкольной территории – продолжительность 25 мин.)
11.10– идем на самую высокую точку Сурского водохранилища (рассказ экскурсовода о строительстве Сурского водохранилища, сооружении платины на реке Сура; о селах, попавших в зону затопления; о названии Божьей горы, об одной из остановок на реке Сура Великого шелкового пути – продолжительность 45 мин.)
11.55 –по дороге Алферьевка – Казеевка держим путь до села (рассказ экскурсовода об истории села Казеевка – продолжительность 10 мин.)
12.05 - уходим вправо от дороги в сторону крестьянско-фермерского хозяйства ООО « Надежда» (экскурсия по фермерскому хозяйству, реализующего проект по разведению черного африканского страуса, коз, лошадок. Дегустация продукции. Перекус –продолжительность – 55 мин.)
13.00 – идем лесной дорогой к санаторию « Березовая Роща» - продолжительность – 10 мин.
13.10- 15.00 - привал на краю леса у ручья «Белый родник», разбиваем бивак. Ставим палатки, разжигаем костер, готовим обед –продолжительность 1 ч. 90 мин.
15.00 -18.00 – тур конкурсы, игры (продолжительность – 3 часа)
18.00 - 19.30 - ужин (продолжительность – 2 часа)
19.30 - 21.30 – проведение мероприятий(продолжительность – 2 ч.)
21.30 - 22.00 – подготовка к отбою. Отбой (продолжительность – 30 мин.)
22.00 - 6.30 - сон

2 день

6.30- подъем, туалет, зарядка.
7.00 – 8.00 - завтрак
8.00 - 9-30 сбор и отправка на рейсовом автобусе ост. сан. «Березовая роща» – ост. Гидрострой.
10.30 - путь до школы улицами Терновки, обмен впечатлениями об экскурсии.
11.00 – Школа № 69. Окончание похода.

Нитка маршрута:

г. Пенза (Терновка) - с. Алферьевка- с. Казеевка, - санаторий «Березовая роща» - Пенза (Терновка).
Протяженность – 29, 5 км.
Продолжительность - 2 дня.
Вид: пешеходный.
Категорийность: поход выходного дня.

1. Маршрут экскурсии «Радуга времен» начинается от МБОУ СОШ № 69, расположенной в микрорайоне Терновки (южной окраины Пензы). От нее экскурсанты направляются на улицу Пушкари, которая является началом образования населенного пункта. По пути следования экскурсовод (группа «Экскурсионное бюро») рассказывает о фактах из истории основания села Терновки. ТЕРНОВКА (Никольское, Монастырщина) Пензенского района Пензенской области.
Многие, проезжая через Терновку, задумываются: откуда взялось это название? Как и когда образовался населенный пункт?
В «Очерках истории Пензенского края» говорится: «В связи с застройкой центральной части города Пензы потомки бывших защитников пограничной крепости – пушкарей, воротников, конных и пеших солдат были насильно переселены с обжитых мест на окраины и за черту города. Так возникли села Терновка, Веселовка, Кривозерье». Авторы очерка говорят о том времени, когда в 1780 году Пенза стала центром наместничества. Они утверждают, что в связи с этим в конце 18-го начала 19-го веков в городе развернулось строительство правительственных учреждений, торговых и питейных домов, церквей, и беднота стала выселяться из Пензы. Такого же мнения придерживается и краевед А.А.Дорогов в рукописи, хранящейся в фондах областного краеведческого музея.
А в одном из документов фонда Пензенского наместничества в государственном архиве нашей области Терновка упоминается в 1780 году: «По округу Пензенское село Никольское – Терновка тож, 327 жителей экономических крестьян (коронных)». Так кто же жители Терновки? Совершим экскурс в прошлое.
В начале 18 века Петр 1 решил ограничить политическое и экономическое влияние церкви и за счет нее пополнить государственную казну. В это время одна пятая часть всех крепостных крестьян принадлежала монастырям. В Пензе было два монастыря: Спас- Преображенский мужской монастырь, основанный в 1669 году, и женский Троицкий монастырь, основанный в 1702 году. К какому же из монастырей принадлежала Терновка? Судя по сохранившемуся в документах описанию владений монастырей, территория нынешней Терновки принадлежала Троицкому монастырю, хотя само село в 1702 году не упоминается. Возможно, в период заселения оно стало называться жителями Терновкой, а официальное название получило Никольское, так как здесь была построена церковь в честь Николая-чудотворца.
Есть и другие предположения. Село Терновка основано как вотчина Высокопетровского монастыря в 1694 году (Мясников, с. 188). Среди грамот Коллегии экономии (РГАДА) есть запись от 18.2.1701 года солдата Выборгского полка Давида Филатовича Лачинова архимандриту Саранского Петровского Высокого монастыря, в которой Лачинов выразил желание поступить в пользу монастыря своей землей по реке Пензе. В 1717 году – село Никольское, Терновка тож, владение Петровского Высокого монастыря.
Таким образом, возникновение населенного пункта можно отнести к концу XVII века.
Что же касается названия «Терновка», то сейчас документально обосновать его невозможно. Некоторые краеведы утверждают: «Терн – кустарниковое растение, место, изобилующее терновником. Но, поскольку название появилось одновременно с монастырем, не исключено, что оно имело религиозный прототип: терновый венец, возложенный на главу Иисуса Христа».
Однако в легендах старожилов говорится, что вокруг Терновки были густые заросли колючих кустов. Поэтому и появилось название – Терновка. Может быть, и в этом кроется отгадка…
А, например, в «Списке населенных мест Пензенской губернии» на 1864 год написано: «Терновка (Монастырщина, Никольское), село казенное. Расположено при реке Пензе, по левую сторону Саратовского тракта…». Как видим, на первом месте стоит нынешнее название – Терновка. Не прижились официальное название Никольское и «уличное» название Монастырщина. Уже через 4 года в справочниках они совсем не упоминаются. Сама жизнь сохранила наиболее поэтическое название села – Терновка.
В 70-х годах Терновка – районный центр, большое пригородное село. Имелись 2 школы, 5 детских садов, больница. Был построен Дом культуры.
По асфальтированному шоссе автобусы и троллейбусы связывали село с центром Пензы.
29 ноября 1979 года Терновка включена в состав Первомайского района города Пензы.

2. Улица Пушкари
На улице Пушкари экскурсовод демонстрирует особенности архитектуры домов, достопримечательности. В нашем микрорайоне Терновка есть много улиц, некоторые получили свое название при возведении новых домов, другие были переименованы, а вот одна из улиц сохранила свое название со времен возникновения села Терновки. Знаете ли вы эту улицу?
Это улица Пушкари – старинная в Терновке, ее исток. Добротные дома с резными окошками и крылечками, внизу протекает река Пензятка. Улица находится на высоком месте Терновки, откуда виден весь город. Расположена улица Пушкари в живописном уголке села в западной части.
- В чем же секрет названия улицы? (О происхождении названия улицы Пушкари экскурсовод предлагает экскурсантам побеседовать с людьми, проживающими на этой улице.)
- Мнения людей, связанные с ее названием, очень разносторонни. Для того чтобы уточнить происхождение названия, давайте спросим у старожилов этой улицы о ее названии.
Зотов Михаил Васильевич проживает на этой улице с 1935 года.
- Михаил Васильевич, что Вам известно о происхождении названия улицы?
- Я считаю, что название улицы связано с переселением с конца XVII века, когда в западную часть Терновки были выселены из Пушкарской слободы Пензы служилые люди – Пушкари, которые в крепости города являлись одной из самых главных сил. Пушкари-солдаты, отвечающие за боеготовность пушек.
А вот Бахарева Любовь Викторовна. Она проживает на этой улице с 1957 года.
- Любовь Викторовна, что вы можете сказать о таком необычном названии улицы Пушкари.
- Вы знаете, о названии улицы помню еще от своих родителей. В длинные, зимние вечера они рассказывали, что на этой улице жили люди, которые отливали из чугуна и стали пушки. За это их величали пушкарями. В их честь улица и получила название Пушкари. Следовательно, название улицы связано со словом «пушка» и людьми, отвечающими за ее боеготовность.
Жители, поведавшие нам историю своей улицы, гордятся ей.



3. Затем экскурсанты идут к храму во имя Николая Чудотворца, который расположен в центре микрорайона Терновки. Экскурсовод повествует о фактах из истории церкви.
- Храм был построен в 1847 году. В том же году состоялось освящение левого придела во имя мученицы Параскевы, нареченной Пятница. В 1850 году освящен главный престол во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского, а в 1864 году - правый придел в честь святителя Тихона Задонского. В 1933 году храм закрыли, разместив в нем вначале склад, а затем кинотеатр «Сура». Завершение храма и колокольня были сломаны, В 1995 году здание вернули верующим, и началось восстановление храма. В 1998 году восстановили купол, а также соорудили ограду, В 2004 году расписали алтарь священными изображениями, а в следующем году установили новый иконостас.



4. Далее экскурсанты вдоль трассы Терновка- Аэропорт идут к остановке Гидрострой, откуда на автобусе общественного транспорта доезжают до села Алферьевки Пензенского района.



Вдоль березовых посадок экскурсанты направляются к берегу Сурского водохранилища к памятнику археологии «Древнемордовский могильник».
По пути экскурсовод знакомит туристов с историей возникновения села, с его достопримечательностями.
Село АЛФЁРЬЕВКА (Алферьевка, Никольское) Пензенского района Пензенской области. Село находится в 16 км от Пензы при дороге Пенза – Шемышейка, на склоне возвышенности левого берега Сурского водохранилища.
Населенный пункт Алферьевка основан в 1709 году Иваном и Александром Алферьевыми, а также Акимом Мещериновым, на речке Лемзяе. Позднее это селение получило ещё одно название Никольское (по церкви). Владели к концу 18 столетия селом Никольским - Алферьевкой знатные дворяне Васильевы, Ховрины, Н.В. и А.В. Алферьевы
С 1901 года с. Алферьевка по наследству принадлежало помещице Марии Алексеевне Тимофеевой. В Алферьевке и в селе Александровке она владела 738 десятинами земли. До революции в Алферьевке было две пивных, винная лавка, два частных бакалейных магазина, приходская церковь, дом, где молились староверы (кулугуры). В селе была церковно-приходская школа и называлась Алферьевская - Никольская школа. Она была одна на три села: Алферьевку, Камайку, Ключи. Школа была открыта в 1873 году. За 10 лет из её стен вышли 16 мальчиков. Девочки в школе не обучались.
Церковь перестала действовать в 1933 году, а через год, в 1934-м в этом здании была открыта Алферьевская семилетняя школа. Первый выпуск 20 учащихся Алферьевской семилетней школы состоялся в 1937 году.
Старый поповский дом был преобразован в клуб, где энтузиасты самодеятельного художественного творчества организовали драмкружок и начали ставить свои первые спектакли по произведениям Островского – «Бедность - не порок», «Свои люди - сочтемся», «Гроза», Толстого – «Власть тьмы», Пушкина – «Дубровский» и «Борис Годунов».
В годы Великой Отечественной войны на священную борьбу с врагом из села ушли на фронт 168 мужчин и 4 девушки. Линия фронта не дошла до Алферьевки, но веянье войны ощущалось очень явственно. В ночное время были светомаскировки, у телефона назначалось круглосуточное дежурство, почти в каждый третий дом стучался почтальон с похоронкой, а в некоторые – дважды и трижды.
Престарелые отцы и матери, жены, сестры и подростки, проводившие на фронт мужей, сыновей и братьев, взвалили на свои плечи неимоверную тяжесть мужской работы. Мало было на селе тракторов и лошадей, потому что они понадобились фронту. Поэтому большую часть всех сельскохозяйственных работ приходилось выполнять вручную.
Во всем этом проявлялись патриотизм и единство советского народа.

 

 

Памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Изменился облик села, оно стало более красивым, современным.
В 1978 году возведено трехэтажное типовое здание средней школы, отвечающее всем современным требованиям, здание нового современного Дома культуры, магазин на 6 рабочих мест. Однако территория села Алферьевки оказалась в зоне затопления при строительстве Сурского водохранилища, алферьевцам пришлось переселиться на новые места проживания.
Много интересных фактов о далеком прошлом села Алферьевки мы узнали из воспоминаний Забелиной Нины Спиридоновны, проживающей на улице Гагарина.
«Мое село Алферьевка настолько удивительное, что не рассказать о нем невозможно. Раскинулась Алферьевка на берегу Сурского водохранилища. Свое название село получило в наследство. Жили в нашем селе два брата Алферовы, были они богатыми помещиками и хозяевами земли. После революции они покинули село, а люди по старой памяти так и стали называть Алферовка. Село находилось под горой Махулей, сейчас это место залито водой. Об этом ещё свидетельствует то, что, прогуливаясь по каменистому берегу, можно найти остатки глиняной посуды, монеты, элементы украшения. Много интересного можно узнать и, изучая историю села: лес от Алферьевки до Казеевки, до сих пор все называют Чугуры. Место болотистое было, чтобы добраться до леса, нужно было прыгать с кочки на кочку - на чугурку. Лесок небольшой, но, прогуливаясь по причудливо - извилистыми тропинками, выйдешь на полянку, застеленную яркими красками осени, вдруг и грибок появится. Любят наши жители в Чугуры за опятами ходить, ведь рядом с домом. Зимой рыбаки протаптывают тропки, мальчишки прокладывают лыжню: в любое время года в лесу слышатся голоса.
Улица Школьная раньше называлась Узинка, т.к. самая узкая была. На ней ещё уцелели дома старой деревни. Где сейчас улица Набережная была улица Ивановская, потому что там жили четыре Ивана. Комаровка, Прогон, Увал, Крюкова гора, Лемзяй - все это история моей деревни. В центре нашего села находится школа, её история тоже уникальна. Здание школы построено в 1978 году. Светлое, трехэтажное, с хорошим спортзалом, а раньше школа находилась в деревянной церкви. Моя бабушка рассказывала, что в центре села был свой радиоузел, и все новости про школу, совхоз можно было услышать, не включая приёмник. А сколько интересных людей проживало и проживает в нашей Алферьевке, и многие приезжают. Очень хочется верить, что тот, кто приехал к нам, обретет покой, уют, и Алферьевка станет для него чистой, светлой малой Родиной».

Алферьевская средняя школа
Сельский дом культуры





5. Далее экскурсанты по улице Школьной подходят к берегу Сурского водохранилища. Экскурсовод знакомит туристов с фактами истории строительства искусственного водоема. Сурское водохранилище, называемое также Сурским морем, строилось и заполнялось водой с октября 1969 по декабрь 1978 года. В зоне затопления оказалось восемь населенных пунктов: Камайка, Алферьевка, Казеевка, Ленинка, Борок, Усть - Уза, Смычка, Старая Яксарка. Жителей деревень, попавших в зону затопления: русских, мордву и татар, переселили в разные места.

По рассказам очевидцев, люди покидали земли предков со слезами на глазах. По окончании строительства Пензенского (Сурского) водохранилища была сооружена плотина на реке Сура. Основное назначение - регулирование стока р. Суры в целях полного и бесперебой¬ного обеспечения водой всех промышленных и хозяйственных нужд города Пензы.
С берега Сурского моря на северо-запад хорошо просматривается «Божья гора», название которой возможно произошло от находящегося неподалеку озера Шкарни – «божьего озёрка». Древняя мордва выбирала места для молений и жертвоприношений на возвышенных местах. Одно из них было, как видно из названия, на Божьей Горе близ озера Шкарни. Красочное описание молян на горе представлено в одном из мордовских преданий: «Поехал по Волге русский князь Мурза. На ту пору на горе мордва в белых своих балахонах молилась богам. Спросил Мурза своих воинов: «Что это за березняк шатается-мотается, ко земле-матушке на восток преклоняется?» Посланные донесли, что это не березняк мотается-шатается, а мордва своим богам молится; в бадьях у них пиво сладкое, на рычагах висит яичница, в котлах янбеды (жрецы) говядину варят».



5. Село Алферьевка известно и своим музеем под открытым небом (Сурское водохранилише) и археологическим комплексом, где сосредоточены памятники эпохи бронзы (II тыс. до н. э.) до раннего средневековья (IV-V вв. н. э.). Обрывистый берег в районе Алферьевской средней школы нередко обнажает следы глубокой старины.
В 1973 г. М.Р. Полесских были предприняты раскопки Алферьевского могильника. Памятник располагался на мысовидном выступе надпойменной террасы р. Сура недалеко от впадения в нее безымянной речки на территории современного села Алферьевка Пензенского района. Основная площадь могильника занята школьной усадьбой. В одной из разведочных траншей, разбитых по направлению З-В вдоль забора усадьбы размером 35 х 3 м, были обнаружены 5 погребений, в том числе 1 женское, 2 мужских и 2 неопределенных. Вскрытые погребения были сосредоточены в западной части траншеи и, по-видимому, входили в два параллельных ряда, вытянутых по линии С-Ю. Все погребения — индивидуальные, совершены по обряду трупоположения вытянуто на спине. Хорошая сохранность костяков позволила точно установить ориентировку погребенных — головой на ВЮВ. Памятник был отнесен М.Р. Полесских к древнемордовскому могильнику 4-5 веков н.э. селиксенско-трофимовского типа. (Полесских, 1973, с.5).



Коренными жителями Пензенского края были буртасские и мордовские племена, которые расселились по его территории с первых веков нашей эры. До X в. буртасы подчинялись Хазарскому Кагану, в это время буртасский центр находился в районе сел Армиево и Неклюдово Шемышейского района. Буртасы занимались охотой, промыслами, торговлей – в первую очередь «буртасвими мехами», Подавляющая часть поселений буртас находилась вдоль трансъевропейского сухопутного торгового пути из Булгар в Киев, который являлся одним из ответвлений Великого шелкового пути через Верхнее Посурье. В письменных источниках того времени сказано, что «от Булгара до границы Руси – 10 остановок, от булгара до Куябе (Киева) – 20 остановок». Две из которых находились на территории Пензенской области; одна – на р. Юловке, другая – у с. Алферьевка находился брод через р. Суру.


Памятник археологии (древнемордовский могильник) на берегу Сурского водохранилища на территории села Алферьевки.



6. Дальнейший путь на восток по асфальтированной дороге в деревню КАЗЕЕВКА, расположенную в 4 км от Алферьевки на берегу Сурского водохранилища. Экскурсовод знакомит участников экскурсии с прошлым и настоящим села Казеевка.



Село Казеевка основано во второй половине XIX века известным пензенским фабрикантом, купцом I гильдии Степаном Антоновичем Казеевым (1818-1885), имевшим крупные суконные фабрики в Новой Боголюбовке и Золотаревке. Перед отменой крепостного права показан помещик Андрей Васильевич Богдановский. После отмены крепостного права крестьяне выкупили у своей помещицы Богдановской землю в собственность. В 1911 г. – 115 дворов. В 1914 г. в деревне усадьба Гюнтер.



По дороге вправо направляемся к крестьянско-фермерскому хозяйству ООО «Надежда», реализующего проект по разведению черного африканского страуса с полным циклом производства продукции.



В рамках экскурсии на ферму экскурсанты осмотрели вольеры для содержания и площадки для выгула взрослых страусов и молодняка, инкубаторий, птичники для содержания экзотических птиц белых и зеленых павлинов, левады (загоны) племенных лошадей и козлятники.
В ходе экскурсии по фермерскому хозяйству управляющий фермер Николай Николаевич Макаренков подробно рассказал о технологиях выращивания, кормления и содержания поголовья парка экзотических птиц и проинформировали о перспективах развития хозяйства.



В настоящий момент на территории земельного участка площадью 1,6 га находятся помещения для содержания взрослых страусов и молодняка страуса с площадками для выгула, построен и введен в эксплуатацию инкубаторий, построены птичники для содержания экзотических птиц.
На территории фермы находятся 18 голов страусов родительского стада, 6 голов молодняка (вывод 2012 г.) и 8 голов молодняка (вывод май 2013 г.), 10 голов молодняка (вывод июня 2013 г.).
На сегодняшний момент в инкубатории находятся 60 яиц страуса, еженедельно закладывается порядка 10-12 яиц.



Кроме того, в мае 2013 г. на ферму были завезены три белых павлина, три индийских павлина, два страуса Эму, которые стали первыми птицами, представленными в парке экзотических птиц. К лету 2014 г. ООО «Надежда» планирует полностью сформировать парк экзотических птиц, закупив порядка 80 видов птиц отряда куриных и утиных.
Далее экскурсию продолжили на ферму для коз. Это просторное помещение, рассчитанное на содержание 400 дойных коз зааненской породы. Свой проект козьей фермы в ООО «Надежда» разработали только после изучения опыта в других регионах. Ездили смотреть и в Удмуртию, и в Ставропольский край. А когда построили собственный вариант, то побывавшие здесь недавно гости из Чехии не скрывали восхищения. В ООО «Надежда» 88 коз.



Экскурсия по страусиной ферме завершилась дегустацией козьего молока и сделанного из него брынзы.

7. По проселочной дороге через лес направляемся в санаторий «Березовая роща». По пути можно сделать остановку и перекусить на лесной полянке. После перекуса продолжаем движение и выходим с южной стороны к месту назначения, санаторию «Березовая роща»



Экскурсовод знакомит с историей образования населенного пункта, с оздоровительно-санаторным лечением.
БЕРЁЗОВАЯ РОЩА, русский поселок на берегу Сурского водохранилища. Основан в 1984 году как поселок для персонала, обслуживающего сданный в том же году в эксплуатацию санаторий «Березовая Роща», на левом берегу Сурского водохранилища в живописном лесу. Санаторий "Березовая роща" построен для отдыха и лечения в Пензенской области. Корпуса построены среди стройных берез, душистых лип и яркой зеленой травы.



Уникальный реабилитационный заповедник санаторий «Березовая роща» снискал добрую славу благодаря своим исцеляющим возможностям. Чистая вода, смешанный лиственный лес, цветущие луга, полевые просторы и природный уют в сочетании с эффективным лечением способствует полному восстановлению сил, энергии и здоровья, благотворно влияет на нервную систему, успокаивает, приводит человека в состояние гармонии с природой.



В санатории проводится лечение двумя естественными минеральными водами: маломинерализованной хлоридно-натриевой с минерализацией до 3,5-4,0 г/л типа «Миргородской», среднеминерализованной хлоридно-натриевой с минерализацией до 8,0-9,3 г/л типа «Друскининкай» для лечения желудочно-кишечных заболеваний.
Минеральные воды оказывают эффективное воздействие при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени, поджелудочной железы, нарушений обмена веществ, заболеваниях почек. «Чудо-вода» обладает противовоспалительным свойством, расширяет желчевыводящие протоки и протоки поджелудочной железы, расширяет мелкие кровеносные сосуды желудка, кишечника, улучшая кровообращение их стенок, что приводит к улучшению питания и заживлению. Она обладает десенсибилизирующим, желчегонным, легким слабительным свойством, улучшает обмен веществ. Вода принимается в благоустроенной питьевой галерее.
Здесь можно поделиться впечатлениями с интересным собеседником или просто хорошо отдохнуть приятно в беседке или на удобной лавочке. На территории здравницы три лечебных терренкура по лесу для дозированной ходьбы.
8. Далее экскурсанты по торренкуру спускаются к «Белому роднику», что находится на крае березового леса. Вода в источнике кристально-чистая, как слеза. Спуск к роднику пологий, поэтому участники экскурсии, под руководством родителей, смастерили ступеньки виде лесенки. Теперь добираться до источника воды стало удобно и безопасно.



Здесь, около «Белого родника» на лесной поляне разбиваем бивак, ставим палатки, разжигаем костер, готовим обед.
В первую очередь все участники группы под руководством родителей идут за дровами (не разбирая свои вещи и не ставя палатки). Затем пилят их для костра. При входе в лес руки, шея, ноги защищены одеждой от клещей, дополнительно можно использовать спрей от укусов клещей и комаров. При сборе дров необходимо соблюдать одно из важных заповедей «ничего не делай в одиночку». Руководитель должен знать, кто ушёл и в каком направлении. (Это же правило действует на протяжении всей экскурсии). Если кто-то по любой причине уходит из лагеря, он должен оповестить об этом руководителя похода.

После сбора дров очистили место для костра от всего, что может гореть. Если трава сухая – костёр лучше сделать прямо на тропе или на дороге (пожаробезопасность) и вдалеке от леса, отойти подальше. Выкопали яму для костра в зависимости от кострового устройства и размера и количества костровой посуды. Кострище обкложили камнями (пожаробезопасность и защита от ветра). Поставили котелок.
Назначенные руководителем экскурсии дежурные по кухне занимаются приготовлением пищи: резка овощей, хлеба, подбрасывание хвороста в костёр, помешивание вкусно пахнущего варева.



Остальные участники ставят палатки.
После обеда проводятся конкурсы, игры: «Самый ловкий» (пройти по бревну через ручей, не замочив ног), «Переправа», «Пионербол», «Мыльный пузырь великан>>.
Во время ужина делимся впечатлениями проведенного дня, о трудностях. Руководитель озвучивает время отбоя, подъёма.
Для того чтобы познакомиться поближе друг с другом, проводим мероприятие «Костер дружбы». Каждый из группы экскурсантов сам по своему желанию рассказывает о себе – чем занимается, чем увлекается, о семье, друзьях, в какие путешествия ездил, какие мечты (куда бы хотел съездить). После беседы – песни у костра.
Проснувшись утром, сначала вынимаем свои вещи из палатки, чтобы дать возможность просушить (проветрить) палатку и затем её собрать. Затем – утренние умывания и завтрак. После завтрака все собираемся, убираем территорию после стоянки (складываем мусор в специально приготовленные мусорные мешки), кострище закапываем песком, землёй, закладываем камнями. Утром во время завтрака руководитель повторяет задачу группы на ближайшее время.

Отъезд домой.

Предполагаемые мероприятия
Организация бивака:
Конкурс: выбор места для палаток – « Кто быстрее и правильно организует ночлег»
Разжигание костра и приготовление обеда и ужина.
Спортивно-игровая программа.
Соревнования по пешеходному туризму:
- «Переправа» (переправа маятником через овраг);
- «Самый ловкий» (переправа по бревну).
Ориентирование на местности. Карта и приемы работы с ней.
Компас и работа с ним. Условные знаки. Ориентирование карты согласно местности.
Организация командной игры в пионербол.
Вечер у костра: песни, танцы, былины, побасенки.

ТУРПРОДУКТ

1. Проезд ост. Гидрострой – с. Алферьевка – 30 руб.
Проезд санаторий «Березовая Роща»- ост.Гидрострой – 40 руб.
Итого на каждого участника похода – 70 рублей.
2. Проживание
Участники похода планируют остановиться на ночлег в палатках на краю леса, у родника , в районе санатория «Березовая роща». С 12.00до 9.30 ч. следующего дня, согласно маршруту навигации.
3. Питание
Обед, ужин, завтрак по расписанию на территории лагеря.
Итого на каждого участника похода - 407 руб.
Общая сумма расходов на каждого участника похода (20 человек учащихся + 4 взрослых) – 477 руб. осуществляется за счет родительских средств.

Питание в походе


№ п/п

Наименование

Количество

Вес

Примечание

1.

Питьевая вода

1 бутылка

10 руб

2.

Картофель сырой

2 шт

100 гр

3 руб.

3.

морковь

1 шт

50 гр

2 руб.

4.

Лук

1 шт

50 гр

2 руб.

5

помидор

2шт

100 гр

7 руб.

6.

Каша гречневая (сухая)

1 пакет

70 гр

10 руб.

7.

Каша овсяная (сухая)

1 пакет

70 гр

4 руб.

8.

Говядина тущеная

2 банки

250 гр.

150 руб

9.

Галеты ,хлебцы

2 пачки

100 гр

30 руб

10

Печенье сухое

1 пачка

100 гр

60 руб.

11

Орехи арахис,

1пачка

100 гр

50 руб

12

Изюм

1 пачка

70 гр.

55 руб

13

Яблоко

1 шт

100 гр

6 руб.

14

Банан

1 шт

100 гр.

5 руб

15

Чай.
сахар, соль

2пакетика
2 пакетика каждому

3гр
10 гр

3 руб
10 руб

   

ИТОГО

2520 гр.

407 руб.





ОБЕД 14.30

ПОЛДНИК 17.00

  1. Овощной суп с тушенкой

Картофель – 100 гр.
Морковь - 50 гр.
Лук - 50 гр.
Говядина тушеная – 250 гр

  1. Хлебцы - 50 гр.
  2. Помидор- 50 гр.
  3. Чай -200 гр.
  4. Печенье - 50 гр.
  1. Орехи, изюм, яблоко,
  2. Вода

 

УЖИН 19.00

  1. Каша гречневая с тушенкой - 300 гр.
  2. Помидор - 50 гр.
  3. Чай - 200 гр.
  4. Печенье - 50 гр.

 

ЗАВТРАК 8.30

  1. Каща овсяная - 200 гр.
  2. Изюм -30 гр.
  3. Банан -100 гр.
  4. Чай -200 гр.

 



Материально- техническое обеспечение для туристического похода ( 20 человек учащихся + 4 взрослых)



№ п/п

Наименование

Кол-во

Вес

Примечание

1

Палатка туристская

4

3.7х 4 = 14.8

( «Ориент» 5-местная)

2.

Набор кострового снаряжения

комплект

1.8

6 литров котелок- 2 шт

3.

Аптечка отрядная (средства первой помощи)

1

1

 

4.

Ремонтный набор ( швейные нитки, иголки ,ножницы)

1

0.5

 

5.

Фонарь

2

0.4

 

6.

Штурманский набор

1 комплект

1.0

Карты, GPS- навигатор,12 батареек

7.

Реппеленты

24

2.4

каждому

8

Электрофонарики индивидуальные

4

1.6

1 на палатку

9

Складывающаяся пила

1

0.4

 

10

Нож складной

3

0.5

 

11

Малая пехотная лопатка

1

0.8

 

12

Тент

2

1

Ткань 3х3 на растяжках

13

Веревка вспомогательная

1х25

0.5

Диаметр 5

14

Фотоаппарат

1

0.3

 

15

Средство связи

24

9.6

каждому

   

ИТОГО

37.6

кг

   

На 1 участника

1.56

кг



Группа использует стандартное снаряжение: туристическая палатка «Ориент» - инструкция прилагается к каждому комплекту. Тент используется в случае дождливой погоды.
Палатки, предметы повышенного травматизма находятся в рюкзаках 2-х руководителей похода, 2-е сопровождающих из числа родителей-отцов.

Инструкция по мерам безопасности для учащихся при проведении прогулок и туристских походов

I. Общие требования безопасности.
К прогулкам, туристским походам, экскурсиям и экспедициям допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1 класса, прошедшие инструктаж по мерам безопасности, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
При проведении прогулок, туристских походов учащийся должен соблюдать установленные режимы передвижения и отдыха и правила личной гигиены.
При проведении прогулок, туристских походов группу обучающихся должны сопровождать двое взрослых. Для оказания первой медицинской помощи при травмах обязательно иметь медицинскую аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.
Общая продолжительность прогулки должна составлять 1 – 4 часа, а продолжительность туристического похода не должна превышать: для учащихся 1 – 2 классов – 1 день; 3 – 4 классов – 3 дня; 5 – 6 классов – 18 дней; 7 – 9 классов – 24 дня; 10 – 11 классов – 30 дней.
С учащимися, допустившими нарушение инструкции по мерам безопасности, проводится внеплановый инструктаж.

II. Требования безопасности перед проведением прогулки, туристского похода.

Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр и представить справку о состоянии здоровья.
Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки.
Под руководством учителя проверить наличие и исправность личного и группового снаряжения.

III. Требования безопасности во время прогулки, туристского похода.

Учащийся должен:
- соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самостоятельно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы;
- во время привалов, во избежание ожогов и лесных пожаров, не разводить костры;
- не пробовать на вкус незнакомые растения, плоды и грибы;
- не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растений и грибов, а также колючих растений и кустарников;
- при передвижении не снимать обувь и не ходить босиком;
- во избежание заражения желудочно-кишечными заболеваниями не пить воду из открытых непроверенных водоёмов, использовать для этого питьевую воду из фляжки, которую необходимо брать с собой, или кипячёную воду;
- соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя прогулки, туристского похода об ухудшении состояния здоровья или травмах;
- уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

IV. Меры безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить об этом руководителю прогулки, туристского похода.
При получении травмы, при укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми немедленно с помощью руководителя оказать первую медицинскую помощь, при необходимости доставить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации образовательного учреждения и родителям.
V. Требования безопасности по окончании прогулки, туристского похода.
После окончания похода необходимо:
- прибыть с группой к месту первоначального сбора;
- проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение;
- принять душ или вымыть лицо и руки с мылом.

СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Наши туристы-чемпионы